Меню сайта

Подготовила О. И. Брайко – зам. директора по УВР.,

педагог дополнительного образования

 

Почему при акустическом пении голос свободен, а при пении в микрофон появляется зажим?


Существует обратная связь между чувствительностью слуха к различным частотам и присутствием в голосе соответствующих обертонов. При пении в акустических условиях такая обратная связь слуха и голоса привычна для поющего, так как именно в акустических условиях происходит работа над голосом и над произведениями. Певец не воспринимает в своем голосе тембральных искажений, поскольку их субъективно для него не существует. При этих условиях у исполнителя сохраняется возможность управления своим голосом в привычных рамках. При пении в микрофон такая связь слуха и голоса нарушается, так как голос, звучащий из "колонок", воспринимается певцом, как чужой. Это может происходить по причине неточной отстройки частотных характеристик голоса, звучащего через усилительную систему (микрофон, усилитель, пульт).

 

Начинающему певцу в этих условиях бывает достаточно трудно оценить звучание своего голоса и он начинает приспосабливаться к такому звучанию. Происходит это следующим образом: певец привык при определенном звукопродуцировании получать определенный результат своего звучания. Когда этот результат неадекватен привычному звукопродуцированию, певец начинает менять приемы в подаче своего голоса, нарушая отработанную технику. Так возникают зажимы при пении в микрофон. 

Профессиональный же певец сумеет приспособиться к "микрофонному эффекту" без какого-либо напряжения со своей стороны. Он хорошо владеет своим голосом, знает свои технические возможности. Существует еще одно нарушение обратной связи. Это – работа вокалиста в студийных условиях. Здесь певец слышит свой голос практически только через наушники (как это происходит при наложении голоса на фонограмму). И чем лучше вокалист знает свой голос, чем более тонким вокальным слухом он обладает, тем легче он приспособится к "эффекту наушников".


В обоих случаях очень важна грамотная работа звукооператора. При отстройке мониторов или наушников при записи необходима точная отстройка частотных характеристик поющего, так как певец продуцирует тот тембр, который он слышит (что на входе, то и на выходе).