Меню сайта

Музей школы №48   

XVI-XVII века    

 


 

Начало   XV век   XVI-XVII века   XVIII век   XIX век

 


      В XVI веке в период правления Ивана Грозного жил и священодействовал Московский митрополит и всея Руси Филипп. Он неоднократно обращался к царю с письменными посланиями о прекращении кровопролития русских людей, призывая задуматься о тяжелой судьбе Руси. За это митрополит Филипп по приказу Ивана Грозного был убит.

   Мало кто знает, что митрополит Филипп в миру боярин Федор Степанович Колычев. Его родовой вотчиной являлось село Диево-Городище. Своеобразным религиозным символом этого старинного села является Троицкая церковь, расположенная на берегу Волги. Фотография храма имеется в нашей экспозиции.

   Митрополит Филипп был просвещенным деятелем своего времени, о чем свидетельствует принадлежавший ему экземпляр первой печатной на Руси книги "Апостол", изданной в 1564 году. На одном из листов книги имеется запись, сделанная лично митрополитом Филиппом: "Книга игумена Филиппа Колычева". 

   Московский и всея Руси митрополит Филипп отведен русской православной церковью в ранг духовных святых. В ХVII веке была написана икона, изображающая святейшего Филиппа, ставшая почитаемой среди православных верующих России. Иллюстрация с этой иконы на нашей экспозиции.

    Перед нами Псалтырь – книга религиозных наставлений и молитв, напечатанная "в великом граде Москве в 1645 года декабря 6-го дня в царствовании государя Алексея Михайловича".
    Для Псалтыря характерно изображение царя Давида – основателя Израильско-Иудейского государства в Х веке до н.э. По христианской традиции Давид являлся составителем псалмов, объединенных в библейскую книгу.

    Псалтырь. Псалтырь содержит различные поучения: к учителям, как-им учить детей, о поклонах земных, о великом посте, о божественных правилах.

     В частности в этом Псалтыре приводятся правила успешного овладения грамотой. "В наставлении ко учителям как им учити детей грамоте и как детям учитиcя божественному писанию и разумению говорится, что учителям бы знати же естество слова и силу их разумети, учити учеников азбуце чисто и прямо и неспешно…"