Сетевой проект по сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий»
Концепция сетевого проекта по сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий»
«Ателье профессий» – развитие идеи «Примерочной профессий» («Проектория») по типу «следующий шаг» (next step).
Если Примерочная позволяет однократно «примерить» профессию, попробовать (реализовать т.н. профессиональную пробу), то в «Ателье профессий» обучающийся может пройти (пред )профессиональную практику, включающую три равноценных этапа: Теоретический («прием заказа, снятие мерок»- знакомство с терминологией), Технологический («пошив одежды» – знакомство с приемами профессиональной деятельности) и Творческий («примерка» – творческое применение освоенных навыков).
Посещение «Ателье профессий» может завершиться профессиональным выбором, т.е. профессиональным самоопределением.
Цель проекта: разработать инновационную модель сопровождения профессионального выбора обучающегося через реализацию модуля учебного предмета «Технология» и краткосрочных программ дополнительного образования в сетевой форме, обеспечивающих подготовку к осознанному выбору профиля и профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.
Организация-заявитель: муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 86»; 150023 г. Ярославль, ул. Зелинского, 6; директор: Большакова Ольга Владимировна, Сайт: http://www.licey86.ru/ e-mail: yarlicey086@yandex.ru
Организации-соисполнители:
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3», г. Ярославль;
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 75 имени Игоря Серова», г. Ярославль;
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48», г. Ярославль.
Научные руководители проекта:
- Шляхтина Наталья Владимировна, руководитель Центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО ИРО;
- Бобылева Надежда Игоревна, к.б.н., доцент, магистр культурологии, доцент Центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО ИРО.
Проектная идея:
Успех в будущей профессиональной деятельности во многом определяется осознанным выбором профессии и целенаправленной подготовкой к ней ещё в период обучения в школе. Современные школьники информированы (зачастую избыточно) об имеющихся и вновь создаваемых специальностях и профессиях, но для осознанного выбора только знаниевой составляющей недостаточно, традиционные формы профориентации малоэффективны. Ребёнок должен иметь возможность попробовать себя в этой профессии, «потрогать», «проверить себя», «примерить к себе» будущую профессию. Для этого в образовательных организациях должны быть созданы условия (кадровые, организационные, материально-технические) для осуществления профессиональных проб.
Проект составляют три неисключаемых, равных части единой смысловой конфигурации: теоретическую, технологическую, творческую (модель сетевой формы «3Т»).
Актуальность проекта обусловлена крайне высокой ценой ошибки в случае неправильного выбора профиля обучения в старшей школе и, как следствие, возникновение трудностей в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Ресурсы любой школы ограничены, поэтому образовательная организация может обеспечить, в лучшем случае, профессиональные пробы в одном-двух направлениях деятельности, что существенно сужает для обучающихся возможности выбора. Следовательно, стоит задача создать такие условия, чтобы каждый обучающийся смог попробовать свои силы в максимально большом спектре видов профессиональной деятельности. Решение данной задачи возможно путем коллаборации, через реализацию программ внеурочной деятельности и/или через реализацию программы воспитания и социализации (блок «Профориентация») в сетевой форме.
Проектная идея сетевого проекта по комплексному сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий» направлена на повышение качества образования с учетом возможности использования как высокотехнологичного оборудования лаборатории «Школа открытий.76» и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения образовательных организаций, так и высококвалифицированного кадрового состава образовательных организаций – участниц сетевого проекта. Суть проектной идеи состоит в том, что не ребенок идет к профессии, а профессия идет к ребенку.
Инновационность проекта определяется целевыми ориентирами, содержанием и формой организации сетевой деятельности («Ателье профессий»: ребенок может, как примерить профессию на себя, так и «перекроить» ее под себя, «сшить» по заказу государства, то есть выбрать наиболее востребованную и перспективную). Модель тиражируема и применима в других условиях.